19 апреля 2018

Бумажные фоны являются самыми распространенными как среди любителей, так и профессионалов.

Свое широкое применение они завоевали благодаяря идеально ровной фактуре и, что характерно, равномерному распределению цвета по всей поверхности фона. Эти качества полностью ложатся на материал - бумагу.

Относительными минусами бумажных фонов является недолговечность, так как бумагу нельзя очистить от загрязнений, к тому же ее легко повредить. Остается только один способ - отрезать использованную часть фона в связи с чем бумажные фоны становятся постоянным расходным материалом, что безусловно не является плюсом бумажного фона, зато является одним из основных преимуществ винилового фона, которому отдают предпочтение профессиональные фотографы. Зная, что гораздо выгодней и в денежном и временном смысле приобрести один фон. Бумажные фото фоны обладают обширной цветовой палитрой, что несет в себе неоспоримый плюс. Фоны намотаны на картонную трубу и упакованы в гофрированную коробку.

19 апреля 2018

При изменении расположения осветительных приборов (вспышки или постоянного света) и мощности их светового потока, фон имеет свойство изменять свою фактуру и цвет, чем обязан неоднородному строению материала. Таким образом можно поменять свойства фона не меняя его на другой.

От загрязнений, оставленных в процессе фотосъемки, фон можно очистить с помощью воды и легкого моющего средства. Многие фотографы деформируют нетканый фон (сминают его) для придания определенной фактуры. Только в таком состоянии фото фон можно перевозить сняв его с картонной трубы и компактно сложив в сумку, но надо учесть что если Вам в дальнейшем понадобится ровная фактура, фон лучше не складывать, так как материал обладает эффектом памяти и при сминании или складывании остаются замятины.

19 апреля 2018


Если, например, для складных фонов не требуется особая система установки, то для абсолютного большинства фонов не обойтись без помощи специальной фоновой системы. Ведь фоны поставляются в виде рулона, намотанного на прочную картонную или дюралевую трубу, а для использования в съемочном процессе такой рулон подвешивается при помощи специальной фоновой системы. Это устройство представляет собой два кронштейна, на которые подвешивается фон.

При помощи пары цанговых зажимов осуществляется крепление к кронштейнам каждой трубы с намотанным на нее фоном, оснащенных ручным или моторным приводом для опускания/подъема фона и тормоза-фиксатора. Также, для ускорения смены фонов могут использоваться втулки со встроенными моторами, которые управляются с помощью пульта дистанционного управления

При установке, в дюралевую или картонную трубу, на которую намотан фон, фиксируются цанги несколькими поворотами гайки, уже после чего фон может крепиться на кронштейны.

Фоновая система позволяет одновременно закрепить от одного до шести рулонных фона и пользоваться ими по очереди.



Кронштейны фоновой системы могут крепиться непосредственно к стене или к потолку студии. Также для этого можно воспользоваться специальными стойками-распорками, упирающимися в потолок и пол помещения. С обеих сторон стойки имеют плоские круглые площадки, одна из которых устанавливается на полу, а другая, при нажатии на рычаг фиксатора упирается в потолок. Эта система очень удобна, однако, к сожалению, подходит не для любого помещения. В частности, такая система не может использоваться в случае, если высота потолка выше максимальной высоты стойки, или если в помещении навесной или натяжной потолок. Впрочем, кассетные потолки, состоящие из отдельных плит, иногда позволяют устанавливать распорки, но для этого две плитки должны быть удалены.

Обойти эти ограничения позволяет настенное крепление фона. Те же кронштейны, что устанавливаются на распорки, могут быть прикреплены к стене с помощью шурупов. Все остальное оборудование (втулки, цепи, и пр.) ни в каких модификациях не нуждается. Правда, надо учесть, что не всегда есть возможность просверлить стену студии.

Также существует потолочное крепление фона, что просто незаменимо, если стоит задача сэкономить место в студии.

Кроме того есть еще штативные системы установки фонов, как правило, используются при выездной съемке или на улице. Такой держатель можно собрать и самостоятельно, используя два штатива, дополнительную штангу и пару зажимов. Однако если выездная съемка является основным видом деятельности фотографа, целесообразнее будет купить готовый комплект. В этом случае все части системы идеально подходят друг к другу, что позволяет существенно сократить время сборки и установки фона.
Штативные системы могут применяться и с рулонными (бумажными или флизелиновыми), и с тканевыми фонами. Основной проблемой при работе со штативными системами является их слабая устойчивость. Поэтому при использовании тяжелых фонов рекомендуется утяжелять нижнюю часть штативов специальными грузами или с помощью подручных средств.

Однако есть и специальные держатели для фонов, представляющие собой алюминиевые рамки на колесных опорах, их обычно применяют в бытовой портретной съемке, съемке на документы и пр. Тканевый или бумажный фон на них укрепляется с помощью растяжек, обеспечивающих равномерное натяжение.

Относительно новым типом держателя для фонов является сборные. Помимо перечисленных видов креплений, существуют еще «сотовые» конструкции. Они достаточно легкие и в «походном» положении занимают совсем немного места, поэтому хорошо подходят для выездной съемки. На них можно укреплять фон размером 2х3 метра, чего вполне достаточно даже для ростовых групповых портретов.

Подводя итоги…

Всё зависит от предлагаемых обстоятельств. Но, настенное крепление фона во многих случаях является самым удобным, надежным и недорогим решением для студии любых размеров. Однако такой системой могут быть оборудованы только помещения, специально предназначенные под фотостудию. При выездной же съемке фотографам, приходится пользоваться либо штативными системами, либо распорками

19 апреля 2018

Существует множество видов фонов. У каждого из них есть свои преимущества и слабые стороны. Рассмотрим самые основные.

Бумажный фон.

К его основным достоинствам относятся: отсутствие текстуры (требуется на большинстве фотографий, где необходимо поставить акцент на объекте съемки), матовость (позволяет избегать бликов, свет ложится на фон мягко, не создавая отражений) и упругость (переход стена–пол после разматывания получается гладким). При этом от главного предмета фотографирования ничего не отвлекает, а за счет богатой палитры цветов существует возможность подобрать фон почти любого оттенка.

К недостаткам можно отнести габариты и расход. Наиболее распространенный размер бумажного фона 2,7х11 метров, следовательно в свернутом состоянии фон представляет из себя трубу длиной 2,75 метра и его сложно использовать для выездной фотосессии. Если большинство фотосессий будет проходить вне студии, данный фон практически не нужен.

Тканевый фон.

В противоположность бумажным фонам, многоразовые. Большинство из них можно стирать. Они менее подвержены истиранию и редко рвутся. Перевозить тканевые фоны легко т.к. они складываются и легко помещаются в сумку.

Основными недостатками тканевых фонов являются сминаемость и наличие небольшой, но заметной текстуры. Сминаемость фона приводит к тому, что даже отглаженный, висящий на ровной перекладине, фон будет идти немного волнами, что при подсветке сбоку (а обычно фон освещают именно сбоку) приведет к сообразным теням. Но , например, если вы хотите покрыть фоном не только стену и пол, но и диван, на котором будете снимать модель, то бумажный фон не подойдет. Хорошая сминаемость тканевого фона будет к месту. После того, как фон испачкается, его необходимо стирать, а затем и гладить. Кроме всего прочего, современные фотоаппараты оснащаются весьма резкими объективами, и в студии света обычно достаточно, а следовательно глубина резкости объектива способствует проявлению текстуры фона на фотографии, особенно это заметно, если вы снимаете портрет крупным планом.

Chroma Key

Хромакейный фон предназначен для дальнейшего замещения другим фоном. Самыми распространенными цветами являются зеленый и синий (голубой), но практически может использоваться любой цвет, в том числе белый и черный. Самый популярный цвет фона для комбинированных съемок в фото и кинопроизводстве — зеленый (это дало название технологии «Green screen»).

Twist-flex

Отдельно стоит поговорить о фонах на гибких держателях или, как их еще называют twist-flex. Это тканевые фоны на гибком обруче, который легко складывается (по подобной же системе сделаны отражатели). Такая система очень удобна для выездной съемки т.к. гибкий обруч достаточно упруг и распрямляет все складки фона, в результате, развернув фон, вы получаете готовый к съемке уже не мятый фон. Кроме того, обруч можно просто прислонить к стене или повесить «на гвоздик» за петельку для подвешивания.

Недостатком такой системы является ограниченность размеров. Обычно такие фоны не делают более 2 метров по одной стороне. При этом нужно учитывать, что на него не встанешь ногами при съемке, а следовательно и нельзя снять модель в полный рост так, чтобы фон был равномерным. Фоны на гибких держателях очень популярны у фотографов, снимающих поясные портреты на выезде, чаще всего это фотографирование в детских садах и школах, а также фото на документы.

Нетканый фон

В просторечии нетканка - основными двумя преимуществами являются невысокая цена и неистираемость, что позволяет эксплуатировать фоны там, где нельзя применить бумажные или тканевые фоны, например, при аквасъемке. Выпускаются двух видов – обычные и «бархатные»

К недостаткам нетканого фона можно отнести грубую фактуру, если полотно недорогое. Нетканка, как и бумажные фоны, поставляется на картонных рулонах, поэтому как следствие - крупные фоны не удобны для перевозки. Из-за рулона фон сложно постирать, но можно протереть влажной тряпочкой, а потому можно сказать, что он многоразовый.

Бархатный фон, благодаря своей фактуре, очень часто используются для предметной съемки.
Пластиковый фон.

Наиболее устойчив к истиранию, имеют гладкую фактуру, но при этом у них есть большой недостаток — отражение даже от матового пластикового фона слишком велико и часто приводит к бликам, а также частичному отражению объекта на фоне.

Наиболее часто пластиковые фоны используют для предметной съемки. Иногда применяют большой кусок фона для уменьшения истираемости бумажного - кусок пластикового фона подстилают под ноги модели.

Виниловый фон.

Вобрал в себя лучшие качества бумажного фона, а именно - идеально ровная, матовая, не дающая бликов фактура, и пластикового фона, который до появления винилового фона был фаворитом по износостойкости. Фон чистится обычной водой или с легким моющим средством. За счет упругой текстуры, переход стена - пол после разматывания получается гладким.
Виниловый фон обладает светоустойчивостью, благодаря чему им можно завесить окно и уличный свет не проникнет в Вашу студию. Для фона можно использовать точно такие же системы крепления как и для бумажных и прочих фонов.

Пожалуй, единственным недостатком винилового фона являются его габариты, из за чего он редко используется при выездных фотосъемках. За то в студии - это незаменимый помощник!

19 апреля 2018

Правильно подобранный фото фон играет, пожалуй, одну из главных ролей в восприятии фотографии, но он может как обогатить снимок, так и испортить его, а потому следует внимательно относится к выбору студийного фона.

Основными критериями, которыми руководствуется каждый фотограф при выборе фото фона, являются:

- Цвет (а точнее, превалирующий цвет, т.к. фоны могут быть и однотонные и многоцветные).

- Габариты в сложенном состоянии (принципиально важно для выездной съемки).

- Материал (из которого изготовлен фон, например для аква съемки идеален виниловый фон, а также при небольших размерах снимаемого объекта пластиковый фон).

- Размер (размеры фона для фотостудии обязательно должны быть значительно больше, чем у объекта съемки, чтобы не "вылезать" потом на фотографии за края кадра например, при фотографировании мелких предметов в большинстве случаев вполне хватает фона шириной 1—1.4 м. При портретной съемке требования к оптимальной ширине фона колеблются от 1,5—2 метров (крупноплановый или погрудный портрет), фоны такого размера часто используются для выездной съемки, поскольку, благодаря компактным размерам, более удобны в транспортировке. Фоны шириной 2.7 и 3 метра (и длиной от 5 метров) пожалуй самые популярные в профессиональных и любительских студиях - они позволяют делать ростовые одиночные или групповые портреты, а для многогруппового портрета потребуется фон шириной до 3,2 метров).


Наиболее распространенные материалы для студийного фона это бумага, винил, пластик и ткань. Самый заслуженно любимый, конечно, долговечный виниловый фото фон, причин тому много - сочетание лучших качеств бумажного фона, а именно – идеально ровная, матовая, не дающая бликов фактура, и пластикового фона, который до появления винилового фона был фаворитом по износостойкости. Помимо этого за счет упругости фактур: фон почти не мнется, а переход стена–пол после разматывания получается гладким. И, разумеется, размер - max.3,2 метра. Стоит сказать и про сочетание цены и качества - цены на виниловый фон более, чем доступны, при этом его не придётся снова и снова менять вследствие быстрого износа (как, например, это приходится делать с бумажными фонами). Бумажные фото фоны, что является их неоспоримым плюсом, имеют широкую гамму цветов. Ширины 2,7 метра вполне достаточно для большинства вариантов портретной съемки, а 11-метровая длина позволяет несколько раз удалить пришедшую в негодность (истоптанную или загрязненную) часть фона.

Фон для студии поставляется в виде рулона, намотанного на прочную картонную или дюралевую трубу для избежания провисания фона.
Для использования в съемочном процессе такой рулон подвешивается с помощью системы установки фона, которая представляет собой два кронштейна, на которые подвешивается фон (настенное и потолочное крепление) или две стойки и перекладина (на которую одевается фон). (Подробнее о системах крепления читайте в разделе Полезные статьи на нашем сайте).
Следует отметить, что для выездной съемки можно использовать так же и складные фоны на гибких держателях, которые еще называют twist flex, они изготовлены по принципу лайт-дисков, а следовательно очень быстро и легко раскладываются.
Для предметной съемки фоны из пластика и винила применяются чаще, чем бумажные, размеры фона для подобных съемок составляют 1-1.5м в ширину и 1.5-3м в длину. Для съемки малогабаритных предметов (ювелирных украшений, ваз, кукол и т. п.) целесообразней использовать предметный стол, который представляет из себя конструкцию, из полого алюминиевого профиля прямоугольного либо круглого сечения и набора соединительных узлов, позволяющих менять высоту, а также ширину и глубину стола и фона. От обычного стола, предметный столик отличает то, что его можно подсвечивать снизу и сзади во избежание появления теней на фоне, а также удобная изогнутая форма горизонтально-вертикальной поверхности, благодаря которой не видно переходов стена/пол за счет отсутствия угла (как следствие более равномерное освещение фона). В дополнение к рассеянно-белому фону, идущему в комплекте, на столах можно устанавливатьлюбые другие фоны различных цветов, а также над пластиковым фоном прищепками можно укрепить любой фон, хоть текстильный, хоть нетканый или бумажный.

Так же для предметной еще можно использовать лайт-кубы (со складной конструкцией на пружинах), белая рассеивающая ткань из которой они изготовлены, позволяет исключить блики от осветителей. В комплект, как правило, входят цветные фоны.

Итак,

Как основной студийный фон рекоимендуется иметь белый, предпочтительней всех (в соотношении качество/цена) приобрести виниловый фон, так же бумажные одноразовые (с широкой цветовой палитрой) и многоразовые тканевые фоны. Мнений много - одни фотографы считают, что удобнее пользоваться бумажными, поскольку они не требуют стирки, другие считают, что тканевые лучше, так как при помощи тканевого фона можно создать дополнительные эффекты (например, складки), другие считают, что лучше виниловый фон так как он наиболее износостойкий и, в отличие от бумажных, его хватает далеко не на одну съемку.

Словом, нюансы зависят от Ваших личных предпочтений, мы лишь постарались Вас немножко сориентировать в пространстве вариантов. Так что, дорогие фотографы, фон выбирается для усиления восприятия формирующих снимок элементов, но не наоборот. Другими словами, сначала Вы выбираете сами объекты, ставите свет и только потом подбираете фон (его цвет, текстуру и размер), поэтому тут не может быть чётких рекомендаций, всё придет в процессе вашего творчества.


19 апреля 2018


Вопрос "как сложить фон" возникал у большинства фотографов, впервые столкнувшихся с фото фонами на гибких держателях.

Ниже мы раскроем этот хитроумный секрет.

Ставим фон в вертикальное состояние, беремся руками за верхнюю дугу и подводим ее край к нижней, с усилием сгибая фон по середине.

Чтобы фон не раскрылся обратно, можно слегка завести одну дугу под ткань другой.

Кладем фон на одну из свернутых граней и соединяем вместе изогнутые концы, как бы образуя кольцо.

Заводим правую верхнюю грань под ткань левой, одновременно загибая ее книзу.

Опускаем левую грань, совмещая ее с правой и нижней гранями.

19 апреля 2018


Многие, особенно только начинающие увлекаться фотографией люди задавались вопросом, в каком же всё-таки режиме предпочтительней фотографировать. Разумеется, тут не может быть однозначного ответа, но ниже мы расскажем как сориентироваться.
• Зеленый режим Тут всё ясно)
"Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное" — этот знаменитый рекламный слоган Д. Истмена (который создал первую автоматическую камеру "Кодак" ещё в 1888 г.), как нельзя более подходит для описания зелёного режима. Выдержка, диафрагма, фокусировка, вспышка,ISO и всё остальное выставляются автоматически при нажатии одной кнопки. Зелёный режим незаменим для начинающих, а так же когда нужно быстро сделать снимок не возясь с настройками. Такой режим есть почти во всех цифровых камерах, а в дешёвых мыльницах он, собственно, единственный для съёмки:)
• Av (А) (Режим приоритета диафрагмы).
Полуавтоматический режим с приоритетом диафрагмы. Вы ставите диафрагму - фотокамера ставит за вас выдержку!
Этот режим подойдет как фотографам-портретистам, так и пейзажистам. Этот режим позволяет полностью контролировать отображение фона на фотографии.
Если вы хотите сделать фон размытым, то выберите самое низкое числовое значение диафрагмы (f/4 или f/2,8).
Если же вы хотите, чтобы на изображении получились максимально четкими все детали, в том числе и фон, то следует установить самое высокое значение диафрагмы (f/11 или f/16). При выборе любого значения фотоаппарат автоматически подберет значение выдержки, которое обеспечит нормальную экспозицию снимка.
• S или TV (Режим приоритета выдержки).
Полуавтоматический режим с приоритетом выдержки. В некоторых камерах обозначается (Tv). Вы ставите выдержку - фотокамера ставит за вас диафрагму! Данный режим можно использовать при съемке спортивных событий или в тех случаях, когда вы хотите запечатлеть движение. Этот режим позволяет выбрать очень низкие значения выдержки (при условии, что вы фотографируете при хорошем освещении), на основании которых фотоаппарат автоматически подберет соответствующее значение диафрагмы, которое обеспечит нормальную экспозицию снимка.
• Р (Программный).
Полуавтомат, можно менять некоторые настройки (точки фокусировки, баланс белого, ISO, вспышка). Этот режим съемки идеально подойдет, когда вам нужно быстро навести фотоаппарат на цель и сделать снимок. Идеален когда вы хотите запечатлеть момент не углубляясь в настройки.
• М (Ручной).
При съемке в студии с применением стробоскопов нужно использовать именно этот режим съемки, ведь ни режим приоритета выдержки, ни режим приоритета диафрагмы, не позволят вам правильно выбрать экспозицию, т.к. фотоаппарат не может учесть применение стробоскопов при съемке. Нередко приходится слышать следующее: если есть зелёный режим, который "всё делает сам", то зачем нужны остальные? Да, автомат подберёт правильные (но усреднённые!) значения выдержки и диафрагмы. И вот фотография велосипедиста, будучи хорошо проэкспонированной, оказывается смазана из - за длинной выдержки. Автомат ведь не знает, что вы хотите снимать! Для того, чтобы "подсказать" камере чего же вам надо, как раз и существуют другие режимы, которые, в отличие от зелёного, обычно называются творческие, или ручные. Из них особенно полезны такие, как "приоритет выдержки" и "приоритет диафрагмы", которые сейчас имеются во многих цифровых камерах. Теперь избежать ошибки легко: предположим, вам надо быстро поменять выдержку, тогда в режиме "приоритет выдержки" вы делаете её короче (например, чтобы не было смаза) — и тогда соответствующее число диафрагмы выставляет автомат камеры. Аналогичным образом можно быстро поменять и диафрагму. Но и этого производителям показалось мало. В некоторых камерах есть режим «приоритет чувствительности» — вы устанавливаете ISO — фотокамера подбирает выдержку и диафрагму...

19 апреля 2018


В переводе с английского языка chroma key - "цветовой ключ". Использование технологии хромакей имеет следующий вид: съемка ведется на рир-экране (монохромном фоне), после чего, соответствующими программами фон заменяется на любое подходящее изображение.

Самыми распространёнными цветами, использующимися при рир-проецировании, являются синий и зелёный, но в принципе может использоваться любой цвет, в том числе белый и чёрный. Зеленый фон, а правильнее сказать технология «Green screen», является наиболее популярной для комбинированных съёмок в кинопроизводстве, а для телевизионных программ чаще применяется синий фон («Blue screen»).

Еще одним распространённым названием технологии является кеинг (англ. keying, color keying). Не лишним будет отметить, что в правильном варианте произношения chromakey звучит как «кромаки», тем не менее на русскоязычном телевидении это слово не прижилось, в отличие от уже привычного слуху "хромакей".

При работе с зеленым фоном важно учитывать несколько моментов:

1. Если на одежде человека присутствует цвет, схожий с цветом фона, то человек начинает "просвечивать". Это происходит потому, что обработка изображения предполагает изменение на прозрачный основного цвета, и не важно синий это или зеленый цвет.

2. Убедитесь, что фон хромакей освещен как следует ровно, ведь чем ровнее ляжет свет по фону, тем легче будет его потом удалить.

3. Объекты в кадре поставьте подальше от фона, это необходимо для того, чтобы размыть сам фон, что сгладит неровности освещения. Фон освещайте отдельно от объектов, для этого используйте не менее двух источников света для фона, это поможет еще сильнее отделить объект от фона. Освещение фона хромакей должно быть немного темнее объекта съемки.

Основным преимуществом технологии хромакей можно назвать то, что без применения сложных методов монтажа или комбинированных съемок, есть возможность создания действительно интересных и реалистичных изображений.

19 апреля 2018

Правильно подобранное освещение имеет важную роль в наиболее полной передаче выражения лиц героев и эмоциональной окраске сцены, пространство и объекты, за счет него, на плоском экране мы воспринимаем объемными.

Для того, чтобы научиться правильно манипулировать светом, необходимо знать его основные характеристики: интенсивность светового потока и цветовая температура, а также когерентность. Когерентность характеризует качество света: мягкость или жесткость.

Мягкий свет, или другими словами рассеянный свет, позволяет скрыть детали изображения и неровности поверхности. Наиболее эффективно это позволяют сделать приборы, в которых предусмотрена возможность регулировки ширины угла светового потока.

Диффузоры (стеклянные рассеиватели), обычно устанавливаемые перед источниками света для рассеивания и смягчения светового луча, за счет смягчения света, снижают его интенсивность.

Источники мягкого освещения применяют для создания больших и ровных световых зон. Для получения мягкого освещения при натуральных съемках используют отражатели, к примеру складные зонты с серебристой или белой внутренней поверхностью.

Для маскировки складок, морщин и прочих дефектов используют мягкий свет. Если вы хотите получить неконтрастное освещение на поверхности снимаемого объекта, то следует расположить источник мягкого света рядом с камерой. При съемках крупных планов, чтобы скрыть ненужные детали или тени и используют именно такое освещение.

Жесткий свет состоит из относительно параллельных лучей и излучает небольшой точечный источник. Его строение обуславливает резкое, ясно очерченное и жесткое представление освещаемого объекта. Источниками жесткого света являются электрические лампы с чистым не матовым стеклом, лучевые прожекторы и, конечно, солнце. При таком освещении объект съемки отбрасывает хорошо различимую, четко очерченную тень. Лицо, освещенное таким светом, увы, подчеркнет все дефекты, но он незаменим, если вам необходимо показать например текстуру выделанной кожи. Для получения жесткого света, используют лучевые, эллипсовидные прожекторы и прочие различные осветительные устройства.

19 апреля 2018

Матрица в цифровых фотокамерах пришла на замену пленке. Выглядит это как небольшая светочувствительная микросхема, на которую проецируется изображение через объектив. Так же, как и в обычных фотоаппаратах тот или иной вид пленки выбирают в зависимости от условий съемки, а в цифровых камерах устанавливают ISO или, другими словами, значение светочуствительности:

100 для солнечной и ясной погоды

200 при рассеянном свете или небольшой облачности

400 при пасмурной погоде, а также во время сумерек

Чем выше вы поставите ISO, тем меньше света будет необходимо для получения хорошего кадра. Надо учесть, что при высоких значениях всегда велик риск появления зернистости изображения тн "цифрового шума". Несмотря на то, что многие фотоаппараты предлагают возможность выбора ISO 800 и даже 1600, чаще всего эти режимы оказываются бесполезными так как шумы становятся заметны уже на значении 400, хотя высокие значения используют при ночной съемке. В общем, больших значений

ISO лучше всего избегать, ведь компенсировать недостаток света в кадре можно и другими способами, например увеличить выдержку или использовать вспышку.